Шарапов | t.me/REOSH_Sharapov/1711 , [11.09.2023 6:01]
В своих статьях по роману-антиутопии Джорджа Оруэлла «1984» я неоднократно упоминал книгу Эммануэля Гольдштейна «Теория и практика олигархического коллективизма». Это как бы книга в книге. Она запрещена в тоталитарном обществе Океании, где происходят все события романа. Но главный герой романа Уинстон Смит получает эту запретную книгу, читает ее, а затем размышляет о прочитанном. Полностью прочитать книгу ему не удается, т.к. его арестовывают.
Сам Эммануэль Гольдштейн, который некогда был союзником Большого Брата – главы государства Океании и партии английского социализма («ангсоца»), уже многие годы является непримиримым его противником. И одним из средств борьбы Гольдштейна с Большим Братом является книга «Теория и практика олигархического коллективизма», которая, вроде бы, призвана разоблачать идеологию и политику Большого Брата.
Оруэлл приводит фрагменты книги Гольдштейна (те, которые были прочитаны Смитом). Это: глава I, называемая «Незнание - сила», а также глава III «Война это мир».
Когда Смит оказывается в застенках Министерства любви, то партийный босс О'Брайен, который допрашивает и пытает главного героя, раскрывает ему тайну книги. Она написана не заговорщиком Эммануэлем Гольдштейном, а партийной верхушкой, к которой принадлежал и сам О'Брайен. В ходе допросов и пыток этот партийный босс проводил «воспитание» Смита. Можно предположить, что многое из того, что Смит услышал от О'Брайена в застенках Министерства любви, было пересказом книги «Теория и практика олигархического коллективизма». Более того, главный герой начинал понимать, что жизнь в Океании построена именно так, как описано в книге Гольдштейна.
Не следует думать, что содержание книги «Теория и практика…» является лишь литературной фантазией Джорджа Оруэлла. Писатель, если так можно выразиться, создавал ее «с натуры». Он присматривался к той идеологии и политике, которая царила в СССР, ее родной Англии, в США и других странах Запада. Однако, когда Оруэлла спрашивали, что является прототипом его Океании, писатель отвечал, что это не Советский Союз, и не Англия или какая-то другая страна того времени. Вместе с тем, в большинстве стран мира независимо от их социально-экономического устройства (социализм или капитализм) наблюдалась общая ползучая тенденция к превращению их в то тоталитарное общество. Писатель уловил эту тенденцию, экстраполировал ее на будущее и изобразил «зрелый» олигархический коллективизм в романе «1984».
По поводу книги «Теория и практика…» и ее автора возникло много версий разных историков, социологов, философов и литературоведов. Так, многие полагают, что на создание образа Гольдштейна Оруэлла явно вдохновил Лев Троцкий, политический враг Сталина, настоящее имя которого - Лев Давидович Бронштейн.
Название «Теория и практика олигархического коллективизма», по мнению многих, заимствовано у французского социалистического деятеля Эдуарда Булара (1837-1904), который в 1894 году издал политическое эссе под названием «Теория и практика интегрально-революционного коллективизма». Другие считают, что идея олигархического коллективизма заимствована у Макса Шехтмана (1904-1972), американского общественно-политического деятеля, редактора, троцкиста и теоретика марксизма. Он ввел понятие «бюрократического коллективизма» и считал, что таковой в равной мере присущ и Западу, и Советскому Союзу. В СССР, по его мнению, не было реального социализма, а существовавший там строй он называл «сталинизмом» (разновидность «бюрократического коллективизма»). Шехтман считал капитализм и сталинизм равными препятствиями к социализму. В 1940-е годы Шехтман развивал идею «Третьего Лагеря» (Third Camp), отличного как от сталинизма, так и от западного капитализма.
Наконец, следует упомянуть еще одну загадочную историю. Якобы в 1944 году во Франции была издана на французском языке книга, на обложке которой значилось: «Theorie et pratique du collectivisme oligarchique by J. B. E. Goldstein» («Теория и практика олигархического коллективизма Гольдштейна»)[1]Соответственно родилась версия, что Джордж Оруэлл был знаком с указанной книгой и воспроизвел ряд ее положений в своем романе. В 2021 году книга была переиздана во Франции в издательстве KontreKulture под тем же названием. Всего 364 страницы. Книга сопровождена достаточно обширной аннотацией. Приведу лишь часть ее:
«Теория и практика олигархического коллективизма не являются художественным произведением и не проповедуют какой-либо идеологии, поскольку они без разбора опираются на методы политики и управления, которые были реализованы на практике в Германии, России, Франции, Англии, Японии и Соединенных Штатах. Это трактат для использования в роли политического лидера, истинная эволюция принца Николаса Макиавелли, адаптированная к нашей современной эпохе, научный по своему подходу и убедительно аргументированный реалистичными методами управления, но прежде всего деспотическим и полицейским. Единственный известный экземпляр этой книги был найден в ящике, содержащем различные документы на бланках Генеральной разведки, датированные периодом немецкой оккупации. Его редкость и презентация, а также отсутствие имени издателя, предполагают, что это могла быть конфиденциальная работа с информацией для внутреннего использования…»[2].
Специалисты сегодня спорят по поводу того, не является ли книга 1944 года подделкой, которая родилась на свет уже после выхода романа Джорджа Оруэлла «1984». Ведь для многих читателей романа страницы, воспроизводящие книгу Гольдштейна, оказались наиболее интересными. И они, конечно, хотели бы познакомиться со всей работой, а не только ее двумя главами. И вот, якобы, некие анонимные издатели решили удовлетворить этот интерес, подготовили полноценную книгу и издали ее, датировав далеким 1944 годом. Как бы там ни было, но книга, судя по отзывам читателей, весьма интересна, заслуживает перевода на русский язык и издания в нашей стране. Ведь в истории было много случаев, когда так называемые «подделки» оказывались не хуже подлинников знаменитостей в области литературы и искусства.
То, что сегодня в России установился олигархический капитализм, никто не спорит. Олигархический капитализм – это социально-экономическая модель развития общества и государства, основанная на тотальном контроле производства товаров и услуг частными собственниками средств производства, на узаконенной эксплуатации, то есть несправедливом присвоении практически всех результатов наемного труда. Политика во всех сферах жизнедеятельности направлена на получение сверхприбыли в кратчайший период даже в ущерб национальной безопасности. Контроль за финансовой и денежной системами осуществляется узким кругом лиц. Происходит сращивание, в том числе посредством развития родственных отношений, финансово-промышленной элиты (олигархии) с представителями государственной власти. Государство начинает преимущественно обслуживать не общество, а олигархов-миллиардеров. Можно сказать, что это «государственно-олигархический капитализм». Назначение на должности как в государственном, так и экономическом секторе происходит исходя из личных симпатий, кумовства, а не по деловым качествам. Действует механизм лоббирования интересов политических и финансово-промышленных групп государственными служащими исполнительных органов, представителями законодательно законодательной и судебной власти, причем, чаще всего, на коррупционной основе. Об этом достаточно обстоятельно написал профессор А.В. Тонконогов в статье «Олигархический капитализм как угроза национальной безопасности современной России» (журнал «Общество: политика, экономика, право». 2015, № 1).
Можно лишь добавить, что капитализм в России не просто олигархический. Таковым сегодня является капитализм и в США, Европе, Канаде и других так называемых «развитых странах». В России это олигархический капитализм зависимого, или компрадорского типа. Т.е. российские олигархи находятся под внешним управлением. А если это так, под внешним управлением оказывается и вся Российская Федерация. Никаких признаков национального суверенитета, несмотря на громогласные заявления чиновников о его восстановлении после 24 февраля прошлого года, не просматривается.
Но вот интересно разобраться, а есть ли в России тот олигархический коллективизм, о котором мы узнаем из романа «1984». Судя по отзывам читателей на роман самого Джорджа Оруэлла, признаки олигархического коллективизма явно просматриваются в сегодняшней России. Вот, например, фрагмент из одного ЖЖ: «Олигархический коллективизм. Так, пожалуй, правильно будет охарактеризовать общественный строй РФ. Ибо приходится признать, что в России есть все признаки коллективной собственности в оруэлловском смысле. Любой самый мелкий чиновник, получивший право принятия решений, не относящихся исключительно к документообороту, считает себя уже не управленцем, а собственником. Сегодня, наперекор традициям капитализма, прогоревший банкир не стреляется или не выпрыгивает из окна небоскреба, а получает господдержку и бонусы. Разваливший хозяйство феодал в РФ не остается жить на руинах, а обретает новое поместье. Такая возможно только при существовании хорошо развитой коллективной собственности». (freddy-lj.livejournal.com – "Олигархический коллективизм. - freddy — LiveJournal" )
Конечно, можно согласиться с тем, что на протяжении более трех десятков лет (с момента образования Российской Федерации) просматривается тенденция к консолидации российской олигархии, под которой следует понимать как отечественных миллиардеров, так и почти несменяемых чиновников (пересаживаются из кресла в кресло, иногда уходят в большой бизнес). Но, конечно, такая консолидация намного слабее той, которая наблюдается на Западе. Дело в том, что движущей силой консолидации на Западе является власть: сохранение и укрепление имеющейся власти и борьба за власть над всем миром. Еще раз повторю фразу из романа «1984»: «Партия стремится к власти исключительно ради нее самой. Нас не занимает чужое благо, нас занимает только власть. Ни богатство, ни роскошь, ни долгая жизнь, ни счастье - только власть, чистая власть». Это слова партийного босса О'Брайена, который в застенках Министерства любви занимается «воспитанием» Уинстона Смита. И далее он повторяет: «власть – не средство; она цель…Цель власти – власть».
А вот в России отечественный олигархат зациклен на деньгах и богатстве. Это заведомо проигрышная игра. Да, российские чиновники и миллиардеры могут входить (и входят) в сговоры с целью коллективного обогащения. Но сплошь и рядом эти сговоры рушатся, потому что начинаются распри по поводу дележа полученного. Уже не приходится говорить, что наворованное российскими олигархами бабло не раз замораживалось и даже полностью отнималось вышестоящими, настоящими мировым олигархами. В России олигархический коллективизм, построенный на почве денежных интересов, не может быть крепким. Даже слово «коллективизм» применительно к российским чиновникам и миллиардерам звучит как-то неестественно. Пытались создать партию под названием «Единая Россия». Но что-то не чувствуется особо ее консолидирующей роли. Нет, не в деле консолидации всего общества, а даже в деле консолидации так называемой «элиты».
А вот на Западе действительно имеет место олигархический коллективизм. Причем коллективизм не только в рамках отдельных государств. А в масштабах всего мира. В 1848 году Карл Маркс и Фридрих Энгельс написали «Манифест коммунистической партии» с хорошо известным всем советским людям призывом: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Вот и наиболее видные представители мирового олигархата бросили по всему миру похожий призыв: «Олигархи всех стран, соединяйтесь!». Объединительные процессы организуют такие организации, как, например, Всемирный экономический форум (ВЭФ). Его президент Клаус Шваб в своих последних книгах («COVID-19: Великая перезагрузка», 2020; «Капитализм заинтересованных сторон», 2021) достаточно откровенного говорит, что старый капитализм себя уже изживает. Что если мировая олигархия должна еще больше консолидироваться и быстро перестраиваться. Что прибыль и богатство – дело второе или даже десятое. Главное – сохранить и укрепить власть, распространить власть элиты на весь мир. Шваб называет это «великой перезагрузкой».
Впрочем, такая глобальная консолидация олигархов разных стран происходила достаточно активно на протяжении всего последнего столетия. Особенно после второй мировой войны. Так, в 1954 году был учрежден Бильдербергский клуб – закрытый неофициальный форум, на котором каждый год встречались (и продолжают встречаться) от 120 до 150 представителей элит Европы и Северной Америки. Один из наиболее известных олигархов Дэвид Рокфеллер в конце 1960-х годов учредил Римский клуб, призванный на «научной основе» разрабатывать предложения по укреплению власти мировой элиты. В 1973 году тот же Дэвид Рокфеллер учредил Трехстороннюю комиссию, призванную консолидировать олигархов Северной Америки, Европы и Японии. Идеи «олигархического коллективизма» Эммануэля Гольдштейна претворяются в жизнь в мировом масштабе.
Ссылки
[1] – | Théorie et pratique du collectivisme oligarchique : J. B. E. Goldstein : Free Download, Borrow, and Streaming : Internet Archive
archive.org
|
[2] – | Théorie et pratique du collectivisme oligarchique (J. B. E. Goldstein). ISBN: 9781637907979 ➠ купите эту книгу с доставкой в интернет-магазине «Буквоед» - 13006027
bookvoed.ru
|
|